Майминский район - Управление образования - Первый раз в первый класс
Уважаемые родители!
Бесплатный прием логопеда в
МБОУ «Майминская СОШ № 1»,
с.Майма, ул. Советская, 56.
тел. 22-5-59, с Пн--Пт: с 8:00 – 13:00.
"Горячая линия" проведения ГИА-9, ГИА -11 в Майминском районе
8(388) 21 – 3 – 42
Пн-пт: с 08.00ч. до 16.00ч.
Переход к ГОСУСЛУГАМ
Первый раз в первый класс

Первый раз в первый класс…



(Информация о готовности к школе
будущих первоклассников – для родителей, воспитателей, учителей).



Ежегодно, по приказу
отдела образования, на основании «Рекомендаций приема детей в первый класс»
(Письмо МО РФ от 21.03.2003 года № 03-51-57), в Майминском районе обследуются
будущие первоклассники. Непременным условием предполагаемого обследования
является желание родителей. Практика показывает, что убеждать их, в большинстве
своем, в этом не приходится. Подобное обследование, в первую очередь,
необходимо им самим, и учителю, набирающему детей в первый класс. Где еще, при
каких обстоятельствах есть возможность непосредственного (за 4-5 месяцев до
школы) общения с ребенком.



Апрель, май – самое
оптимальное время для обследования. И уже можно составить о нем, как о будущем
ученике, наиболее полное представление.



Многие родители впервые
видят своего ребенка в обстановке взаимодействия с другим человеком и проявляют
к процедуре общения большую заинтересованность. И почти каждый отмечает полезность
данного обследования лично для себя.



Учителя также внимательно
следят за ходом собеседования. Из всего многообразия вопросов о психологических
особенностях ребенка для успешности обучения в школе их больше всего
интересуют:



- динамические ресурсы умственной
деятельности (темп протекания психических процессов, скорость вхождения в новую
деятельность, продолжительность периода работоспособности);



- особенности
саморегуляции умственной деятельности ребенка (наличие или отсутствие
произвольности, устойчивость – неустойчивость внимания, скорость переключения
на другую деятельность).



Эти динамические
характеристики психики любого ребенка являются врожденными, такими как цвет
глаз или голос. А это значит, что учителю необходимо это знать, и принимать как
данность. Если ребенок обладает не слишком высоким темпом умственной деятельности,
то существенно его увеличить, пожалуй, не удастся никогда. Но, в свою очередь,
и замедлить темп умственной деятельности нельзя.



Поэтому, каждый учитель
для себя отмечает, на что обратить внимание в будущей работе с тем или иным
ребенком. Положительно реагирует на целесообразность проведения
психолого-педагогического исследования, на данные рекомендации, которые
позволяют ему уже в первом приближении, задолго до 1 сентября, определить
наличные навыки поступающих в школу детей, и иметь представление об их школьной
зрелости.



Бывают ситуации, когда
родители настаивают на обучении в школе своих детей, считают их вполне
развитыми, хотя они не достигли возраста 6,6 месяцев, и практически (по итогам
обследования) не готовы к школе. По Закону «Об образовании», такое право у
родителей есть. Они могут отдать ребенка в школу на основании заявления и
данных нами рекомендаций о возможных последствиях обучения ребенка, не
созревшего для этого ни биологически, ни физиологически, ни психологически.



Ребенок, поступающий в
школу, должен соответствовать определенным критериям физического, умственного,
эмоционального, социального развития. Например, что подразумевается под
понятием «социальная зрелость»: это умение взаимодействовать как со
сверстниками, так и со взрослыми, и при этом не испытывать трудностей. А
трудности могут возникнуть сразу, если:



- ребенок не приучен
ограничивать свои желания; не умеет прикладывать усилия для преодоления
школьных проблем, что сразу приводит к активному противодействию учению;



- если пугают школой;



- если рисуют школу в
радужных тонах, а столкновение с реальной жизнью школы разочаровывает.



Хочется  отметить, что и «социальная зрелость», и все
остальные из перечисленных ниже характеристик ребенка вполне возможно развивать
в нужном для обучения в школе направлении. Необходимо это знать и родителям. А
учитель, зная это, определяет начальный уровень развития, с которого приступает
к работе с конкретным ребенком.



Нужно и должно
подготавливать и развивать эмоционально-волевую сферу, определенный уровень
умственной зрелости, включая сформированность таких психических процессов, как:



- восприятие
(произвольность его, устойчивость, переключаемость…);



- память (слуховая,
зрительная, ассоциативная);



- мышление (обобщение,
исключение, установление причинно-следственных связей, логика);



- речь
(звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй речи, запас знаний об
окружающем мире, кругозор);



- ориентировка в пространстве
(налево, направо, слева, справа, у себя, у соседа, вверху, внизу);



- ориентировка во времени
(времена года, дни недели, счет, последовательность событий);



- зрительно-моторная
координация (развитость связки «глаз – рука», крупной и мелкой моторики). Насколько
развита кисть руки, настолько сформированы мозг и речь.



Данные итогов
обследования на протяжении последних почти 10 лет говорят о том, что многие
родители со своими детьми практически не разговаривают, не беседуют, не
вовлекают в процессы рассуждения. Мало вникают в понятия, которые уже были
перечислены: «кругозор», «словарный запас», «ориентировка в пространстве». И
как следствие, им не удается сформировать у своего ребенка самого главного –
желания учиться. Многим детям требуется своевременная логопедическая помощь.
Родители, особенно «домашних» детей, не обращают внимания на нарушенную речь до
самой школы: «Ничего, сам научится, я тоже до самой школы плохо говорил», - вот
таким бывает родительский аргумент! Не научится сам, если на это не обращать
внимания, если проблемы речи касаются фонетико-фонематического слуха, сложной
дислалии и другого. И эти речевые проблемы явно не способствуют желанию
учиться, поскольку ребенок – дошкольник уже хорошо понимает, что он выпадает из
речевой нормы в сравнении со сверстниками.



И поэтому, результатом
обследования будущего первоклассника, как для родителей, так и для учителей,
будет являться следующая рекомендация: «Быть готовым к школе уже сегодня не
значит уметь читать, писать, считать – это само по себе очень важно, но быть
готовым ребенку к школе – значит быть готовым всему этому научиться!»



 



Учитель-логопед РОО                  А.Л. Копаева

Пятница, 25.05.2018, 19:35
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход

Поиск
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Министерство образования и науки  РА
  • Администрация МО "Майминский район"
  • ИПКРО и ППРО РА
  • Министерство образования и науки РФ




  • Граппа В контакте
    Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 117
    Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Управление образования Администрации МО "Майминский район" © 2018
    Сайт создан в системе uCoz