Родителям о стандарте дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и является обязательным к применению организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность. Может использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
На основе стандарта разрабатываются основные и вариативные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программ и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования.
ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской, Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В нем учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
О требованиях к Программе
ФГОС ДО включает требования к структуре, содержанию и объему Программы. Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
О требованиях к условиям реализации Программы
Для освоения Программы в ДОУ должны быть созданы условия, соответствующие ФГОС ДО: развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые. Эти условия обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях, сохранение их эмоционального благополучия, формирование положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Психолого-педагогические условия - уважение к человеческому достоинству детей, использование в образовательной деятельности соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей форм и методов работы, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка инициативы и самостоятельности детей, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в непосредственно в образовательную деятельность.
Проведение (при необходимости) психологической диагностики развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) квалифицированными специалистами и только с согласия их родителей (законных представителей).
Получение без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями, проведение диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи.
Определение максимально допустимого объема образовательной нагрузки.
Развивающая предметно-пространственной должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, создание необходимых условий для организации инклюзивного образования, учитывать национально-культурные, климатические условия, возрастные особенности детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Кадровый состав (руководящие, педагогические, административно-хозяйственные работники, учебно-вспомогательный персонал) должен соответствовать действующим квалификационным характеристикам, а педагогические работники, реализующие Программу, обладать основными компетенциями, необходимыми для обеспечения развития детей.
Требования к материально-техническим условиям – оборудование, оснащение (предметы), оснащенность помещений , учебно-методический комплект должны отвечать требованиям СанПин, правилами пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания, к материально-техническому обеспечению Программы.
Норматив финансового обеспечения, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ФГОС ДО, должен быть достаточным и необходимыми для осуществления Организацией образовательной деятельности в соответствии с Программой.
О требованиях к результатам освоения Программы
Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры –социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
О требованиях к работе с родителями (законными представителями)
ФГОС ДО является основой для оказания помощи, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй: родители (законные представители) принимают участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
ДОО обязана предоставлять информацию о Программе, целях дошкольного образования родителям (законным представителям) и общественности;
обеспечить открытость дошкольного образования;
обеспечить вовлечение семьи непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.