.
Инклюзивное и коррекционное образование в МО «Майминский район» 2021-2022 учебный год Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами (далее - дети с ОВЗ и дети-инвалиды) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Предоставленный отчет подготовлен специалистом по инклюзивному и коррекционному образованию детей с ОВЗ и детей с инвалидностью Молодых Т.С., предоставленный отчет содержит мониторинг состояния и тенденции развития системы инклюзивного образования за 2021-2022 учебный год, непрерывный системный анализ и оценку состояния и перспектив развития образования, усиление результативности образовательной системы за счет повышения качества принимаемых управленческих решений. Система образования Майминского района продолжает динамично развиваться по всем основным направлениям и уровням образования, что подтверждается результатами деятельности, направленной на выполнение главной задачи – создание условий для получения доступного качественного образования для каждого обучающегося на всех его уровнях. Статистика и учет в общеобразовательных организациях Представленные образовательными организациями, данные по детям с ОВЗ и инвалидностью (заключения ЦПМПК, медицинские справки, справки МСЭ) вносятся в электронную базу данных, в которой отражаются нозология, рекомендованные специалисты, дата переосвидетельствования, дополнительное образование в ОО и за пределами, наличие ИПРА и сроки ее реализации, наличие АОП. Таким образом, в базе данных отражается вся ситуация для данной категории детей. Базы данных две: дошкольная и школьная. В связи со сложившийся эпидемиологической ситуацией в Российской Федерации, и в Майминском районе в том числе, в течении учебного года происходили огромные изменения статистических данных учёта детей с ОВЗ и инвалидностью. Статистика распределения детей с ОВЗ и инвалидностью в течение 2020-2021 учебного года. Количество детей с ОВЗ на 01.09.20210 – 220 детей (165 в 2020), детей с инвалидностью без ОВЗ -16 человек, детей с инвалидностью и ОВЗ – 43, и 1 инвалид, кроме учтенных ранее (старше 18 лет). Количество детей с ОВЗ на 31.05.2022- 245 человек, детей с инвалидностью без ОВЗ -18 человек, детей с инвалидностью и ОВЗ – 48. Всего на 31 мая 2022 года детей с ОВЗ – 245, детей с инвалидностью -66. Количество обучающихся, получающих образование на дому в 2021-2022 учебном году – 54 человека (64 обучающихся в 2020-2021 учебном году). В 2021-2022 учебном году 171 обучающихся с ОВЗ обеспечены двухразовым горячим питанием, 40 обучающихся с ОВЗ получают денежную компенсацию за горячее питание, 1 ребенок получает одноразовое горячие питание. В 2022 году заканчивают обучение дети с ОВЗ в 9 классе – 14 обучающихся, в 11 классе –0 обучающихся (ребенок-инвалид). Статистика и учет в дошкольных организациях Статистика распределения детей с ОВЗ и инвалидностью в течение 2021-20221 учебного года. Количество детей с ОВЗ на 01.09.2020 – 16 человек, детей с инвалидностью без ОВЗ -8 человек, детей с инвалидностью и ОВЗ – 6. Количество детей с ОВЗ на 01.01.2021 – 19 человек, детей с инвалидностью без ОВЗ – 8 человек, детей с инвалидностью и ОВЗ – 7 Количество детей с ОВЗ на 31.05.2021- 19 человек, детей с инвалидностью без ОВЗ -8 человек, детей с инвалидностью и ОВЗ – 7. Всего на 31 мая 2021 года детей с ОВЗ – 26, детей с инвалидностью -15. Психолого-педагогическое сопровождение Учащиеся и воспитанники с ОВЗ получают образование согласно заключениям ПМПК, медицинским заключениям. Учителя и воспитатели разрабатывают адаптированные образовательные программы, а узкие специалисты (психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги) ведут коррекционные курсы и занятия. Согласно мониторингу специалистов психолого-педагогической службы коррекционную работу в течение 2021-2022 учебного года проводили в общеобразовательных организациях 13 педагогов-психологов, в дошкольных организациях 9 педагогов-психологов; 14 учителей-логопедов в ОО и ДОУ, 13 учителей-логопедов в ДОУ; 7 учителей-дефектологов в ОО, 11 учителей-дефектологов в ДОУ; 13 социальных-педагогов, 5 тьюторов в ДОУ. Регулярно в образовательных организациях района провидятся заседания школьных ПМПк. Всю работу с детьми ОВЗ педагоги строят по следующим направлениям: 1) Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ. 2) Работа со специалистами. 3) Работа с ЦПМПК. 4) Работа с родителями детей с ОВЗ. 5) Работа консилиума школы. 6) Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ. Методическая работа За своевременное направление педагогов на курсы повышения квалификации по вопросам образования обучающихся с ОВЗ занимаются заместители директоров по учебной работе и старшие воспитатели ДОУ. На уровне муниципалитета – специалист по методической работе (О.А. Якимович). В 2021-2022 учебном году необходимо уделить особое внимание необходимо уделить повышению уровня самообразования специалистами психолого-педагогической службы: для этого необходимо направить делегацию от Майминского района для участия в республиканском методическом совете в сентябре 2022 года. Организация участия детей с инвалидностью и детей с ОВЗ во внеурочной деятельности, акция, конкурсах Проблема одаренности детей с ОВЗ в современном мире очень актуальна. В стратегии развитии российского образования одним из приоритетных является поддержка талантливых и одаренных детей. Проблематика работы детей с ОВЗ и детей с инвалидность заключается в отсутствии системного подхода в использовании образовательных технологий и методов работы с одаренными детьми. Чаще всего одарённость связывают со школьными достижениями ребенка и его успехами и это способствует тому, что детей с ОВЗ зачастую трудно идентифицировать одаренными. Ведь способность к обучению может замаскировать их одаренность. Именно для этого в образовательных организациях Майминского района специалисты создают условия к развитию таланта и способностей у детей с ОВЗ. Цель инклюзивного образования заключается в том, чтобы участия инвалидность, помогая ребёнку развиваться, использую его потенциал. Реализация национальных проектов в 2021-2022 уч.году В 2021-2022 уч.году продолжается реализация Национального проекта «Поддержка семей имеющих детей» разработана региональная и районная модель сети образовательных организаций, на базе которой родители бесплатно получат консультации по вопросам воспитания детей. Консультации оказываются по разным вопросам обучения, воспитания и развития детей, таким как педагогическое и психологическое просвещение родителей по различным вопросам воспитания и развития детей, консультирование по вопросам адаптации детей в образовательной организации, подготовке детей к сдаче ГИА, зачисления в образовательные организации и многое другое. Выявление семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в службе социальной помощи осуществляется совместно с социальными педагогами образовательных организаций и службой социальное помощи района. 41 ребенок с ОВЗ получают дополнительное образование (без разработки АОП ДО). Создание доступной среды Процесс сопровождения ребенка с ОВЗ включает в себя: • Создание предметно-развивающей среды; • Материально-техническое оснащение; • Разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития; • Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях. Выводы и задачи на следующий год Особое внимание необходимо уделить организации психолого-педагогического сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ, их адаптации в среде образовательных организаций, для этого необходимо трудоустроить на вакантные места специалистов. Считаю, что готовность учителей, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью возрастет, если будут соблюдены следующие условия: - получение консультаций по вопросам создания условий для инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья у специалистов; - создание безбарьерной среды и соответствующее техническое оснащение образовательного процесса, оснащение необходимым оборудованием образовательных организаций; - систематическая организация работы медико-психолого-педагогического сопровождения. Молодых Т.С.