Краткая историческая справка:
Первое упоминание о школе, открывшейся в Майминском аймаке, относится к 1884 году. История же отдела образования охватывает период с 20-х годов XX века до наших дней.
В марте 1920 года Горно-Алтайское уездное бюро РКП(б) утвердило состав уездного отдела образования. Были созданы 6 районных (аймачных) отделов народного образования, в том числе и Майминский, назначены заведующие районо и районные школьные инспекторы.
Отдел народного образования, совместно с советскими и партийными органами, подбирает помещения для школ, подыскивает и направляет в открываемые школы учителей.
Уже к 19 августа 1920 года в приспособленных помещениях ряда сёл района были открыты 14 начальных школ; 8 смешанных: Александровская, Урлу-Аспакская, Сайдысская, Мунинская, Ингурекская, Сиультинская, Карасукская, Манжерокская;
6 - русских: Майминская, Чергачаксакая, Карагужинская, Алпатовская, Н-Улалинская, Бирюлинская. Сохранились данные о распределении отделом народного образования первых учителей в школы района:
- Кайгородов Дмитрий Семенович, Орлов Александр Сергеевич, Орлова Зинаида Петровна – Александровская школа;
- Исаев Андрей Петрович, Калугина Александра Ильинична, Никитина Н.В. - Майминская школа;
- Чевалков Павел Иванович – Бирюлинская школа;
- Перцева Варвара Ивановна – Верх-Карагужинская школа;
- Кутейников В.И. – Ново-Улалинская школа.
Несмотря на трудности восстановительного периода, отсутствие школьных помещений, учебных пособий, отдел образования предпринимал все усилия, чтобы ликвидировать безграмотность населения. Но начавшиеся осенью 1921 года бело-бандитские выступления задержали развертывание народного образования, как на территории всей области, так и в районе: часть школ была разграблена. Учителя, опасаясь бандитских набегов, покидали школы, уезжали за пределы района. Школьная сеть сократилась наполовину.
Но уже к 1923 году (после образования Ойротской автономной области в 1922) возобновляется работа отделов образования, и как следствие, начинают работать школы. Основанием для этого послужил первый областной съезд Советов, который постановил: отделы образования заключают с сельским населением договоры о содержании школ и учителей. Население обязывалось обеспечивать школы топливом, ремонтировать их, снабжать учителей хлебными пайками, учеников – молоком и сахаром. Отдел образования, как и в начале 20-го года, обязан был обеспечивать школы учителями, учебниками, наглядными пособиями, и др.
Вот единичный пример: на собрании граждане села Александровка постановили отремонтировать школу. Ассигнованная сумма 150 рублей золотом разложена на 100 дворов. В Александровке их 130, из них 30 дворов бедняки, которые не в состоянии внести свою долю деньгами, - они от этого взноса собранием были освобождены, но обязаны помогать школе кто чем может.
В 1928 – 1929 уч. году всеобщим начальным обучением в районе было охвачено 600 детей.
В
В этом учебном году в школах района обучалось уже 1423 ребенка, хотя план по всеобучу не был выполнен: по-прежнему не хватало школьных зданий, средств на их содержание, учителей.
В 1933 году в районе работает уже 20 школ первой ступени с охватом 1766 учащихся, и 2 школы второй ступени с наполняемостью 184 ребенка. Обучают их 60 учителей.
Отдел образования предпринимает немало усилий по подбору и подготовке кадров, помогает распространять и обобщать передовой педагогический опыт. Например, за заслуги в народном образовании учительница Верх-Карагужинской школы Аниконова Мария Васильевна уже в 1939 году удостаивается высокой правительственной награды – медалью «За трудовое отличие». В эти годы вводится семилетнее всеобщее обучение, но работа эта прерывается нападением фашистской Германии на нашу страну.
Война нанесла большой ущерб народному образованию всей страны, нарушив его предвоенное состояние, уже более – менее налаженное. И тем не менее, уже в 1946-1947 учебном году в школы района пришли 2690 учащихся; в 1948-1949 учащихся уже 2740, а школ в районе функционировало уже 25. И опять не хватает школьных зданий, имеющиеся требуют капитального ремонта; мало школьной мебели, нет учебников, школьных принадлежностей. Но самая главная трудность, стоявшая перед отделом образования, как и 20-ые годы, заключалась в нехватке учительских кадров, недостаточном уровне их подготовки.
С войны не вернулись многие талантливые педагоги, а перед районным отделом образования уже стояла новая неотложная задача – полный охват школьным обучением всех детей, проживающих в районе.
В 1956 ликвидируется Чойский район, и все учреждения образования его передаются в ведение Майминского. Но так случилось, что в этом же
В Майминском районе, объединенном с Чойским, на 1966-1967 уч. г., вплоть до 1980 года было 43 школы: 6- средних, 14-восьмилетних, 23-начальных. В них обучалось 6458 учащихся.
Кроме Чойского района, Майминский отдел образования до
1980-1981 уч. г. начался в районе уже без Чойских школ, и число их значительно сократилось: осталось 24 школы с охватом учащихся 3442 реб.
К 1989-90 уч. г. в связи с изменением статуса школ, их в районе останется 16
На данный период времени (2017) в ведении районного Управления образования находятся 30 образовательных организаций:
9-средних школ, 4-основных, 3-начальных школы с охватом 3758 детей; 11-учреждений дошкольного образования; 3-учреждения дополнительного образования:
-Детская школа искусств (
-Центр детского творчества (
-Детско-юношеская спортивная школа (1968).
На 01 сентября
- Заслуженный учитель РФ - 9;
- Почетный работник сферы образования РФ - 16;
- Заслуженный работник образования РА - 9;
- Заслуженный учитель РА - 8;
- Отличник народного просвещения – 3.
Известно, что первым заведующим Майминского районо был Бургачаков Алексей Александрович, позднее выехавший в г. Новосибирск.
В разные годы, начиная с 1973 года Майминским районным отделом образования руководили:
с января 1973 года по 18 марта 1980 года – Кириллов Михаил Тимофеевич;
с ноября 1980 года по май 1982 года - Мандрова Татьяна Терентьевна;
с мая 1982 года по декабрь 1982 года - Березовская Галина Васильевна;
с 14 января 1983 года по октябрь 1983 - Крашенина Вера Геннадьевна;
с 03 октября 1983 года по ноябрь 1983 года – Параева Любовь Евдокимовна;
с ноября 1983 года по 22.02.1988 года - Марыгин Валерий Борисович;
с 22 февраля 1988 года по май 1988 года - Бидеева Нина Климентьевна;
с 03 мая 1988 года по май 1994 года - Сафарова Юлия Васильевна;
с 01 июня 1994 года по август 2000 года -Гладников Евгений Геннадьевич;
с сентября 2000 года по октябрь 2003 года -Быстрова Галина Викторовна;
с октября 2003 года по октябрь 2009 года - Чечерина Татьяна Петровна;
с ноября 2009 года по сентябрь 2016 года - Абрамова Ольга Юрьевна;
с 02 сентября 2016 года Управление образования Администрации муниципального образования «Майминский район» возглавляет Герасимова Наталья Анатольевна.
Миссия методической службы отдела образования: методическое обеспечение процессов развития в системе образования, повышение профессионализма педагогов через участие в конкурсах, методических объединениях, открытых мероприятиях, через аттестацию. Районный методический кабинет традиционно готовит августовские учительские конференции, фестивали педагогического мастерства, обобщает передовой педагогический опыт. В 80-ые годы РМК работал под началом Ощепковой Ефросиньи Антоновны.
Далее, методическую службу возглавляли: Березовская Галина Васильевна, Бедеева Нина Климентьевна, Ластовка Раиса Ивановна, Зиновьева Елена Геннадьевна, Лобастова Наталья Викторовна. С 2014 года работу заведующей РМК осуществляет Кудрявцева Анастасия Борисовна.
С января 2013 года районный отдел образования переименован в Управление образования Администрации муниципального образования "Майминский район".
Структура нынешнего Управления образования включает в себя следующие подразделения:
- Управление
- Районный методический кабинет
- Централизованная бухгалтерия
- Хозяйственная часть
Основой деятельности районного Управления образования, на протяжении всего его существования были и остаются задачи:
- Организация предоставления качественного и общедоступного образования;
- Организация предоставления дошкольного и дополнительного образования;
- Организация отдыха, оздоровления и занятости обучающихся и воспитанников в каникулярное время;
- Организация разработки и реализации муниципальной Программы развития образования;
- Организация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в ОУ района.
Систему образования Майминского района по праву можно считать современной, отвечающей требованиям времени. Главное ее направление – реализация Государственной политики РФ в области образования. И гарантом ее воплощения в жизнь на территории района является Управление образования.