Концепция модернизации российского образования
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Модернизация образования является непременным условием для развития основных принципов образовательной политики в России, определённых в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.
Главная задача российской образовательной политики в целом и Майминского района в частности – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации системы образования. В течение 2010-2011 учебного года в общеобразовательных учреждениях Майминского района работало 323 педагога. В учреждениях дополнительного образования работало 48 педагогов, в учреждениях дошкольного образования – 81 педагог. Всего с учётом технического персонала в образовательных учреждениях района работало 677 человек. На начало учебного года было принято 2 молодых специалиста.
В течение учебного года 116 педагогов района прошли курсы повышения квалификации через курсовую систему Института повышения квалификации работников образования Республики Алтай.
В образовательных учреждениях района ведётся активная методическая работа с целью непрерывного совершенствования уровня педагогического мастерства, оказания действенной помощи учителям в улучшении организации образовательного процесса, в обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов.
Повышение педагогического мастерства осуществлялось также через обмен педагогическим опытом на заседаниях методических объединений, на выездных курсах.
Немаловажным этапом в повышении педагогического мастерства является самообразование: каждый педагог района работает над определённой методической темой.
Педагоги района принимают участие в различных мероприятиях и конкурсах, повышая тем самым свои умения, делясь опытом и проявляя творческую инициативу.
Одним из стимулов к совершенствованию профессионализма является участие педагогов района в приоритетном национальном проекте «Образование».
Одной из приоритетных задач современного образования является возможность оптимального уровня развития каждого ребёнка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе. Её решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, основное внимание которой было нацелено на выполнение приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации, реализацию государственной политики в сфере дошкольного образования с учетом региональной специфики и запросов населения на образовательные услуги.
В муниципальном образовании «Майминский район» функционирует 16 общеобразовательных учреждений, в том числе 3 начальных, 3 основных и 10 средних.
В системе ведется работа со школьниками с высокой мотивацией к учебе. Главными показателями работы педагогов со способными и одаренными детьми является их результативное участие в конкурсах различного уровня, НОУ, во всероссийских олимпиадах, поступление и дальнейшее обучение в профессиональных учебных заведениях.
К государственной (итоговой) аттестации за курс основного общего образования было допущено 211 обучающихся 9 класса, 5 выпускников получили свидетельство VIII вида, 2 выпускника обучались заочно. 151 экзамен государственной (итоговой) аттестации сдан по новой форме обучающимися из 10 общеобразовательных учреждений района.
За курс основного общего образования выдано 213 аттестатов, в том числе два аттестата с отличием. (МОУ «Усть-Мунинская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Подгорновская средняя общеобразовательная школа»)
К государственной (итоговой) аттестации за курс среднего общего образования были допущены 98 выпускников 11 классов и 4 человека 12 (заочного) класса. Два выпускника 11 классов на основании медицинских документов успешно прошли государственную (итоговую) аттестацию в форме государственного экзамена по математике и русскому языку.
В 10 классах все ещё имеет место не освоение учебной программы:
- в 2008-2009 учебном году – 6 человек
- в 2009-2010 – 3 человека
- в 2010-2011 – 2 человека (обучающиеся МСОШ №1)
Это результат недостаточной работы по профессиональному определению среди обучающихся второй ступени и их родителей. Значительная часть выпускников не имеют чёткого представления о дальнейшем пути продолжения образования.
Несмотря на положительные результаты, вопрос о повышении качества учебной деятельности остается актуальным, особенно в основных школах района.
По результатам обучения и государственного выпускного экзамена по обязательным предметам, на основании решений педагогических советов образовательных учреждений выдано 94 аттестата о среднем общем образовании, в том числе 7 аттестатов с золотой медалью «За особые успехи в учении» и 5 аттестатов с серебряной медалью.
Воспитательная работа в Майминском районе - это процесс совместной деятельности педагогов Центра детского творчества, Детской школы искусств, Детской юношеской спортивной школы, педагогов-организаторов и заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных учреждений, которую координирует и направляет методическое объединение заместителей директоров по воспитательной работе. Районные воспитательные мероприятия проводятся совместно со специалистами ГИБДД, Госпожнадзора, ВДПО, военного комиссариата Майминского и Чойского районов, Центра культуры, Дома молодежи, администрации Сельского совета, администрации муниципального образования «Майминский район».
В течение 2010-2011 учебного года в рамках марафона было проведено 21 районное массовое мероприятие.
В общей сложности в районных воспитательных мероприятиях приняло участие 1420 человек. По итогам марафона I место заняла Майминская школа №2, II место – Кызыл-Озекская средняя школа, III место – Майминская средняя школа №3.
Обучающиеся района также принимали участие в 16 республиканских воспитательных мероприятиях, по итогам которых заняли 14 призовых мест.
Летние каникулы – важнейший период для активного отдыха и оздоровления детей и подростков, их творческого и интеллектуального развития, формирования социальных компетенций, лидерских качеств. На базе 17 образовательных учреждений района работали лагеря с дневным пребыванием детей, где отдохнуло 595 детей.
В течение 2010-2011 учебного года в образовательных учреждениях района велась активная спортивная деятельность на основании положения «О проведении комплексной спартакиады обучающихся Майминского района». В спартакиаде приняли участие 350 спортсменов из тринадцати школ района. На республиканских соревнованиях «Президентские состязания» учащиеся МСОШ №3 заняли III место, а в соревновании «Президентские спортивные игры» команда МСОШ №1 заняла I место и награждена 20 путёвками в детский оздоровительный лагерь «Орлёнок».
На особом контроле в системе образования находится и программа информатизации образовательного процесса. Образовательные учреждения района оснащены 229 компьютерами, 162 из которых используются в учебном процессе. Средняя нагрузка на 1 компьютер составляет 16 человек. Все школы имеют доступ к сети Интернет.
В образовательных учреждениях района созданы условия для организации учебно-воспитательного процесса, значительно улучшилась материально-техническая база школ.
Большая работа по выявлению безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в течение 2010-2011 учебного года проводилась сотрудниками органа опеки и попечительства, которые участвовали в проведении межведомственных рейдов в сёлах района, посещали неблагополучные семьи, места скопления молодёжи.
С целью защиты прав несовершеннолетних принято участие в 287 судебных процессах. На учёте в органе опеки также находится 36 недееспособных совершеннолетних граждан, над 13 из которых в течение года установлена опека.
В течение года в образовательных учреждениях района работала служба практической психологии, специалисты которой проводят психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей каждого ребёнка.
С целью реализации республиканской программы «Профилактика беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних» в районе разработан и реализуется комплексный план мероприятий, в соответствии с которым проводится социальная работа с детьми из многодетных, неполных, малообеспеченных, социально-незащищенных семей. Создан банк данных о семьях, относящихся к «группе риска».
Одной из приоритетных задач образовательной политики государства
является улучшение материально-технического состояния школ и материального положения педагогов.
В целом расходы на финансирование деятельности образовательных учреждений за 2010-2011 учебный год составили 225 млн. 316,6 тыс. руб. В сравнении с прошлым годом это больше на 1,01 %, что объясняется увеличением цен на товары и услуги. Исполнение бюджета составило
97,5 % от плана.
В новом учебном году приоритетными направлениями в системе образования Майминского района будут модернизация, введение федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе, качество образования, поиск и поддержка талантливых детей, стимулирование лучших педагогов, постоянное повышение их квалификации, а также, несомненно, здоровье обучающихся.
Уважаемые педагоги! С наступающим Днём знаний! Пусть новый учебный год станет для всех нас годом творческих достижений и профессиональных побед, принесёт вдохновение и новые идеи! Здоровья, счастья и терпения вам, уважаемые педагоги!