Приложение №1

к приказу Управления образования

Администрации МО «Майминский район»

от «_10_»_02__2014 года

№ 90

 

 

Профессионально-этический кодекс педагогических работников образовательных организаций

Майминского района

 

Профессиональная этика – совокупность устойчивых норм  и правил, которыми должен руководствоваться  работник в своей деятельности.

Профессиональная этика лежит  в основе всех других аспектов профессиональной деятельности, так как мораль профессиональной группы (профессиональная мораль) является составной частью  морали общества, а собственно мораль  является  одним  из самых древних  регуляторов  поведения  и действий, взаимодействия людей, в том числе  и в профессиональной сфере.

Этика (греч. Ethika- от ethos- обычай, нрав, характер) - философская наука, объектом изучения которой  является мораль, её развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее  древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии. Как отрасль философии, этика признана  на теоретическом уровне, решать вопросы морали и  нравственности, возникающие перед человеком в его повседневной деятельности. Поскольку теоретическое  знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определённым  образом  обосновывает  практическую деятельность  человека.

Объектом изучения  профессиональной этики  педагогической работы является профессиональная мораль педагогического работника, а предметом – возникающие  в процессе работы этические  отношения, этическое сознание и этические  действия  педагогических работников.
         Целью этики педагогической работы является обеспечение и поддержа­ние социально одобряемых содержания и сущности про­фессиональной деятельности, а задачей - нормативная регла­ментация отношений, поведения и действий отдельных пред­ставителей профессиональной группы и их объединений, фор­мирование соответствующего этического сознания педагогов образовательной сферы.   
         Основными категориями этики педагогической работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг педагогического работника. 
         Педагогическая работа, как и любая де­ятельность, характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Педагогический работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, сред­ство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.

               

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Данный Этический Кодекс педагогического работника (далее – ЭКП) – документ, разработанный с целью создания корпоративной культуры в образовательных организациях Республики Алтай, улучшения имиджа образовательных организаций, оптимизации взаимодействия с внешней средой и внутри образовательной организации, совершенствования управленческой структуры, т.е. обеспечения устойчивого развития в условиях современных перемен.

2. Кодекс – это свод основных морально-этических норм и правил социального поведения, следуя которым педагогические работники укрепляют высокую репутацию образовательной организации, поддерживают ее авторитет и продолжают традиции предшествующих поколений педагогических работников и обучающихся.

3. Кодекс определяет основные принципы совместной жизнедеятельности обучающихся, педагогических работников и сотрудников образовательной организации, которые должны включать уважительное, вежливое и заботливое отношения друг к другу и к окружающим, аспекты сотрудничества и ответственности за функционирование образовательной организации.

4. Образовательная организация обязана создать необходимые условия для полной реализации положений Кодекса.

5. Изменения и дополнения в Кодекс могут вноситься по инициативе, как отдельных педагогических работников, так и иных служб (Совета школы, Администрации) образовательной организации.

Изменения и дополнения утверждаются Комиссией по этике.

6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления всех участников учебно-воспитательного процесса (обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников). Содержание Кодекса доводится до сведения педагогических работников - на педсовете, родителей (законных представителей) – на родительских собраниях, обучающихся – на классных часах. Вновь прибывшие обязательно знакомятся с данным документом.

7. Нормами Этического Кодекса педагогических работников руководствуются все сотрудники образовательной организации, работающие с обучающимися.

8. Данный Этический Кодекс педагогических работников определяет основные нормы профессиональной этики, которые:

- регулируют отношения между педагогическими работниками и обучающимися, а также другими членами общественности образовательной организации;

- защищают их человеческую ценность и достоинство;

- поддерживают качество профессиональной деятельности педагогических работников и честь их профессии;

- создают культуру образовательной организации, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

 

1.2. Предмет регулирования.

 

1.2.1. Кодекс регулирует социальные нормы (правила поведения) педагогических работников, которых он придерживается в образовательной организации в течение всего учебного процесса, а также во время проведений школьных и внешкольных мероприятий.

1.2.2. Кодекс способствует созданию таких условий и обстановки для работы, при которых педагогический работник сможет совершенствоваться, выработать новые навыки, иметь здоровую рабочую атмосферу.

 

1.3. Цель Этического Кодекса педагогических работников.

 

1.3.1. Целью Кодекса является внедрение единых правил поведения.

1.3.2. Кодекс способствует тому, чтобы педагогический работник сам управлял своим поведением, способствует дисциплине и взаимному уважению, а также установлению в образовательной организации благоприятной и безопасной обстановки.

 

1.4. Сфера регулирования.

 

1.4.1. Кодекс распространяется на всех педагогических работников образовательной организации.

1.4.2. Руководитель, Совет образовательной организации, Администрация и Комиссия по этике, педагогические работники и другие сотрудники образовательной организации, родители (законные представители) способствуют соблюдению этого Кодекса.

   

1.5. Источники и принципы педагогической этики.

 

1.5.1 Нормы педагогической этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций российской школы, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации.

1.5.2 Основу норм ЭКП составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.

1.6. Механизмы внедрения.

1.6.1. Цель всех мероприятий по внедрению – сделать Кодекс понятным.

Так как Кодекс – управленческий инструмент, хотя и сравнительно новый, то нужно научить сотрудников с ним обращаться. Научиться использовать его для разрешения сложных этических ситуаций.

Обсуждение содержания Кодекса лучше проводить в форме полилога.

Оптимальными формами внедрения являются:

- интерактивные семинары, информирующие о Кодексе и его исполнении;

- информационное обеспечение, призванное разъяснить назначение Кодекса и механизм его реализации и способов разрешения сложных этических ситуаций;

- трансляция через менеджмент - особенно первых лиц - демонстрирующая, что руководство не только говорит о важности исполнения Кодекса, но и само образцово его исполняет;

- стимулирование сотрудников, организация конкурсов с выдачей грамот, благодарственных писем;

- рекомендации об участии сотрудников в районных  и региональных мероприятиях;

- учет соблюдения Этического кодекса при распределении премиального фонда учреждения.

Ключевым элементом для обеспечения исполнения этических норм является возможность выявления и реагирования на факты этических нарушений.

Для этого создается «Комиссия по этике» в функциональные обязанности, которой входит прием вопросов сотрудников, разбор этических ситуаций, реагирование на такие ситуации.

 

2. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ.

2.1. Личность педагогического работника.

2.1.1.   Профессиональная этика педагогического работника требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

2.1.2. Педагогический работник требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

2.1.3. Для педагогического работника необходимо непрерывное образование. Он занимается своим самообразованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

         Результаты доверенной ему педагогической работы - обучение и воспитание подрастающего поколения.

2.1.4. Педагогический работник несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту обучающихся и воспитанников.

2.1.5. Педагогический работник несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

.

2.2. Авторитет, честь, репутация.

 

2.2.1.  Своим поведением педагогический работник поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагогического работника.

2.2.2. Педагогический работник передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.

2.2.3.    Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

2.2.4. В общении со своими обучающимися и воспитанниками и во всех остальных случаях, педагогический работник уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

2.2.5. Авторитет педагогического работника основывается на профессиональной компетенции, справедливости, такте, умении заботиться об обучающихся и воспитанниках.

2.2.6. Педагогический работник воспитывает обучающихся и воспитанников на своем положительном примере.

2.2.7.    Педагогический работник имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с обучающимися, воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

2.2.8. Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагогического работника.

2.2.9.    Педагогический работник дорожит своей репутацией.

2.3. Взаимоотношения с другими лицами

 Общение педагогического работника с обучающимися и воспитанниками

2.3.1. Педагогический работник сам выбирает подходящий стиль общения с обучающимися и воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

2.3.2. В первую очередь педагогический работник должен быть требователен к себе. Требовательность педагогического работника по отношению к обучающимся и воспитанникам позитивна и хорошо обоснованна. Педагогический работник никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

2.3.3. Педагогический работник выбирает такие методы работы, которые поощряют в обучающихся и воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

2.3.4. При оценке поведения и достижений обучающихся и воспитанников педагогический работник стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

2.3.5. Педагогический работник является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем обучающимся и воспитанникам. Приняв необоснованно принижающие обучающегося и воспитанников оценочные решения, педагогический работник должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

2.3.6. При оценке достижений обучающихся и воспитанников  педагогический работник стремится к объективности и справедливости.

2.3.7. Педагогический работник постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

2.3.8. Педагогический работник соблюдает дискретность. Педагогическому работнику запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему обучающимися и воспитанниками информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

2.3.9. Педагогический работник не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может требовать от обучающихся и воспитанников, вознаграждения за свою работу.

2.3.10. Педагогический работник терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам обучающихся и воспитанников. Он не имеет права навязывать обучающимся и воспитанникам свои взгляды.

2.4. Общение между педагогическими работниками.

2.4.1. Взаимоотношения между педагогическими работниками основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагогический работник защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии обучающихся и воспитанников или других лиц.

2.4.2. Педагогические работники избегают конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

2.4.3. Правом и обязанностью педагогического работника является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. В образовательных организациях не должно быть места клевете и оскорблениям.

2.4.4. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной и тактичной.

2.4.5. Педагогические работники не скрывают ошибки и проступки друг друга.

2.5. Взаимоотношения с администрацией

2.5.1. Образовательные организации базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.

2.5.2.  В образовательных организациях соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет руководитель образовательной организации. 

2.5.3. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогических работников за их убеждения. Отношения администрации с каждым из педагогических работников основываются на принципе равноправия.

2.5.4.  Оценки и решения  руководителя образовательной организации должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогического работника.

2.5.5.  Педагогические работники имеют право получать от администрации образовательной организации информацию, имеющую значение для его работы. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно искажать информацию, позволяющую повлиять на карьеру и на качество труда педагогического работника. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия трудового коллектива.

2.5.6.  Педагогический коллектив направляет свои усилия для создания положительного имиджа образовательной организации.

2.6. Отношения с родителями (законными представителями) обучающихся и воспитанников.

2.6.1.  Педагогический работник консультирует родителей (законных представителей) по проблемам обучения и воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями (законными представителями) и детьми.

2.6.2. Педагогический работник не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях (законных представителях) или мнение родителей (законных представителей) - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогическому работнику упомянутое мнение.

2.6.3. Отношения педагогических работников с родителями (законными представителями) не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений обучающихся и воспитанников.

2.6.4.  На отношения педагогических работников с обучающимися и воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями (законными представителями) образовательной организации.

2.7. Взаимоотношения с обществом.

Педагогический работник:

2.7.1. Является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей.

2.7.2.  Старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни избегает конфликтов и ссор.

2.7.3. Хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

2.8. Культура внешнего вида.

2.8.1.Недопустимо небрежное отношение к своей внешности . Причёска, костюм, украшения  в одежде должны быть подчинены решению педагогической задачи – эффективному  воздействию на формирование  личности  обучающихся и воспитанников.

2.8.2. Кричащая, яркая, обтягивающая, откровенно открытая одежда недопустима. Неаккуратная, мятая одежда вызывает неприязнь к педагогическому работнику и не способствует выработке авторитета.

2.8.3. Педагогическим работникам  не допускается  ношение джинсовых брюк, а также спортивной одежды  и обуви (кроме педагогических работников физического воспитания). Не разрешается  носить мини-юбки и слишком короткие платья.

2.9. Академическая свобода и свобода слова

2.9.1.  Педагогический работник имеет право пользоваться различными источниками информации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2.9.2. При отборе и передаче информации обучающимся и воспитанникам педагогический работник соблюдает принципы законности и объективности. Тенденциозное искажение информации или изменение авторства недопустимо.

2.9.3.  Педагогический работник может по своему усмотрению выбрать вид учебной деятельности и методы обучения.

2.9.4. Педагогический работник не имеет право обнародовать конфиденциальную служебную информацию.

2.10. Личные интересы и самоотвод

2.10.1. Педагогический работник и руководитель образовательной организации объективен и бескорыстен.

2.10.2. Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.

2.10.3. Педагогический работник не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить администрации образовательной организации и лицам, рассматривающим данное дело.

3. Помощь образовательной организации

close